Метавселенная наступает
Возможно, вы слышали, что Facebook теперь называется Meta, потому что он хочет сосредоточиться на "метавселенной". По мнению критиков, это циничный ребрендинг запятнавшего себя продукта. По словам Марка Цукерберга, это будущее.
Так что же такое метавселенная?
"Метаверс" - это соединение двух слов: "мета" и "verse". Со словом "verse" все просто: это сокращение от "вселенная" (Universe). Мета, в данном контексте, имеет значение, сходное с метафизикой - "трансцендирование" или "преобразование". Соедините их вместе, и вы получите "нечто, что превосходит и преобразует вселенную". Цукерберг не изобрел это слово. Оно происходит из киберпанк-романа Нила Стивенсона 1990-х годов под названием Snow Crash.
Если отбросить семантику, что оно означает на самом деле? Метавселенная в будущем станет платформой, подобно тому, как Интернет является платформой сегодня. Так же как Интернет предоставляет услуги сегодня, метаверс будет предоставлять услуги завтра - в 3D. Метавселенная будет представлять собой набор новых технологий, включающих виртуальную реальность, смешанную реальность, дополненную реальность, блокчейн и криптовалюту, связанных воедино миллиардами строк кода. Расширенная реальность (XR) - это собирательное название для трех типов реальности: Дополненная реальность (AR), Смешанная реальность (MR) и Виртуальная реальность (VR). AR, как следует из названия, не меняет реальность, а просто добавляет в нее что-то новое. Вспомните игру Pokemon Go на своем смартфоне. MR также сочетает реальный мир с виртуальным, но позволяет вам взаимодействовать с окружающей средой. Примером MR является виртуальная клавиатура, позволяющая набирать текст (реальные слова) с помощью HoloLens от Microsoft. VR - это полностью виртуальная среда, где все создается в цифровом формате, а реальный мир исключен. Хотя большая часть шумихи связана с VR, AR и MR будут играть определенную роль в метавселенной.
У Цукерберга большие планы. Он пообещал "десятки миллиардов долларов в год" в течение следующих 5-10 лет. Недавно он объявил о создании 10 000 новых рабочих мест в Европе, посвященных метавселенной. Компании Microsoft и Disney взяли на себя аналогичные (хотя и менее твердые) обязательства.
А теперь представьте, что сейчас 2030 год.
Вы просыпаетесь в 8 утра под звуки будильника вашей умной колонки. Вы не работали в офисе со времен Великой пандемии 2020 года, поэтому у вас есть устоявшийся распорядок дня. Сегодня утром встать с постели немного труднее, чем обычно. Вчера вечером вы были на вечеринке и выпили слишком много. Ну, на самом деле вы не были на улице. Вы были на концерте в VR-гарнитуре до двух часов ночи. Но алкоголь был настоящим - как и ваше похмелье. Концерт прошел отлично. Вы встретили двух друзей и наслаждались шоу вместе с другими 100 000 человек. Музыка была фантастической, а визуальные эффекты - невероятными. Билет стоил 20 долларов.
Вам нужно принять душ, одеться и поесть перед первой встречей в 10.00 утра. На самом деле, вам не нужно одеваться, поскольку у вашего аватара есть хороший выбор нарядов, но вы все равно натягиваете футболку и брюки. Сразу после 9 утра вы надеваете гарнитуру VR. У вас больше нет ПК. Вы его недавно отдали. Вас ждут девятнадцать голосовых сообщений, но большинство из них можно отклонить одним движением руки. Вы диктуете ответ на три из них и пересылаете четвертое коллеге (с голосовой аннотацией от вас). Скоро встреча...
Вы выбираете один (из многих) наряд в стиле smart/casual из своего инвентаря, прежде чем "прочитать" некоторые из документов, которые вы должны были прочитать вчера вечером. На самом деле вы ничего не читаете, вам все говорят. Вы любите ускорять воспроизведение (в 1,5 раза больше обычной скорости), чтобы сэкономить время - удвоенная скорость для всего, что от Колина из закупок. Ваш рабочий аватар отличается от того, который вы использовали вчера вечером. Ваши коллеги были бы шокированы, увидев ваш "альт" (альтернативный аватар), но вы подозреваете, что их альты не лучше (однажды вы столкнулись с альтом Салли в ночном клубе). Ваш деловой аватар - это довольно точное 3D-изображение того, как вы выглядите на самом деле. Говорят, что скоро появятся аватары высокой точности (неотличимые от настоящего вас).
Встреча проходит хорошо. Вы согласились разработать прототип продукта вместе с Джанеллой (Манила), Феликсом (Гамбург) и Элизой (Мадрид). Перевод в реальном времени означает, что все говорят на своем родном языке; вы все еще впечатлены тем, как их губы синхронизируются с английским (вашим языком). Вы работаете в "старой экономике" и производите реальные вещи для реального мира. Но вы знаете, что умные люди работают в "новой экономике", проектируя и создавая виртуальные продукты и услуги, поэтому вы учитесь кодировать (RapidScript VR). Остальная часть дня состоит из обычного сочетания встреч и работы. Вы заканчиваете подготовку важной презентации и посещаете последнюю виртуальную встречу в 14:00, а в 15:00 снимаете гарнитуру. По словам производителя, гарнитура должна быть "удобной в течение всего дня", но вы устаете уже через четыре-пять часов. Очевидно, следующее поколение будет лучше.
Колин уходит на пенсию, и сегодня вечером состоится его прощальная вечеринка. Он выбрал для вечеринки "симулятор" (симуляцию) на готическую тему, поэтому вам нужно проверить, есть ли у вас что-нибудь подходящее из одежды. Почему он не устраивает вечеринку в (виртуальном) пабе, как все остальные? Перед вечеринкой вы обещали навестить свою (реальную) маму в ее (виртуальном) доме.
Вы знали, что у вас где-то есть готический наряд. Вы купили его пару лет назад, когда играли в Vampyr. Это довольно хороший наряд и стоил он вам $5-5 BitDollars или $50 в реальных деньгах. Слава Богу за блокчейн и возможность передавать вещи ("NFTs" - Non Fungible Tokens на жаргоне) из одной части метавселенной в другую.
Вечеринка Колина ужасна. Но, по крайней мере, вы сможете убить его во время одной из партий. И Бекки была там. Ты провел большую часть вечера, разговаривая с ней. Ты не пил сегодня. Твоя голова все еще болит от вчерашнего вечера, и ты думаешь о покупке новой машины сегодня вечером. Машина - Maserati GTI 2005 года и стоит $B50 ($500). Вы откладываете криптовалюту, которую зарабатываете на своей виртуальной работе бармена, чтобы заплатить за нее. У всех есть реальная работа и мета-работа. Кроме Колина. Он говорит. Ходят слухи, что он владеет прибыльным симом для взрослых, что объясняет его "выход на пенсию" в 45 лет. Хотя вы можете конвертировать доллары в криптовалюту, чем больше вы зарабатываете в мире, тем меньше реальных денег вам приходится тратить. Бекки сказала вам, что она уже зарабатывает больше на своей мета-работе (продажа виртуального искусства), чем на реальной работе (она уволится в следующем году, сказала она вам). Говорят, что к 2035 году половина всех новых рабочих мест будет в метавселенной, а к 2050 году ВВП метавселенной обгонит реальную экономику.
Машина фантастическая. Вы провели тест-драйв (на автосимуляторе) в прошлые выходные. Вы никогда не водили настоящую Maserati, но уверены, что веселее этой машины быть не может. И это оправдывает трату $750 на полноразмерный смарткостюм в прошлом году. Вам не терпится телепортироваться с вечеринки и посетить Метамаркет, чтобы купить ее.
Как мы туда попадем?
Технологические изменения приходят волнами. В 1980-х годах была волна ПК, в 1990-х - Интернета, а в 2000-х - мобильных устройств. Следующей волной будет метавселенная. Волны опираются друг на друга. Интернету нужны были ПК; мобильным устройствам нужен был Интернет; метавселенная будет нуждаться в Интернете и мобильных устройствах. Будущее ПК выглядит менее определенным.
Веб 3.0
Оригинальный Интернет - это Web 1.0. Это Интернет времен AOL и CompuServe, для которого характерны настольные ПК, dial-up модемы, Windows 95, длинные страницы текста и доски объявлений. Web 2.0 - это сегодняшний Интернет. Это Интернет Facebook, Netflix и Reddit, для которого характерны портативные ПК, Wi-Fi, 4G, мультимедиа и пользовательский контент (вспомните YouTube). Веб 3.0 - это метавселенная. Его инфраструктура создается прямо сейчас с развертыванием 5G и оптоволоконного широкополосного доступа к вашим дверям. Многое еще предстоит сделать. Сегодняшнее оборудование VR недостаточно хорошо. Оно слишком медленное, слишком неудобное и слишком дорогое. Эту проблему относительно легко решить. Компьютерная индустрия имеет долгую историю создания вещей быстрее, лучше и дешевле. Более сложной проблемой является программное обеспечение. Не только миллиарды строк кода, необходимые для создания метавселенной, но и стандарты и протоколы, которые потребуются для обеспечения того, чтобы метавселенная "подходила друг другу", включая способ хранения цифровых активов (с помощью блокчейна) и обмена ценностями (с помощью криптовалюты). Эти 10 000 рабочих мест в Европе - только начало.
Хотим ли мы туда попасть?
Вам нравится ваш компьютер? Нравится ли вам Интернет? Нравится ли вам ваш смартфон? Возможно, в то время вы так не считали. Интернет - это для гиков! А эти люди с огромными портативными телефонами! Кем они себя возомнили? Они были будущим.
Не обманывайтесь тем, что вы видели о метавселенной. Мультяшные персонажи, нелепые встречи в научно-фантастической обстановке - все это не так, как будет на самом деле. Презентация Цукерберга, когда он объявил о своем видении метавселенной, была сделана так, чтобы показаться глупой и неугрожающей. Это было сделано для всеобщего потребления. Умные деньги знают лучше. В вашем районе прокладывают кабели не просто так - и это не более приятный Netflix.
Если мое описание 2030 года приводит вас в ужас, это не так. Мы уже сейчас проводим значительную часть времени перед экранами (телевизоров, компьютеров, Kindle, планшетов, смартфонов и т.д.). Если не считать этого, метавселенная будет означать, что вы будете смотреть на меньшее количество экранов. Это не значит, что нет никаких опасностей, но давайте начнем с положительных моментов.
Метавселенная решит реальные проблемы. Например, путешествия. Необходимость физически путешествовать исчезнет, когда вы сможете телепортироваться куда угодно. Образование. В виртуальных мирах вы узнаете больше (и лучше), чем когда-либо в реальном мире. Романтика тоже. Ваши дети встретят своих будущих партнеров в метавселенной. Безудержное потребительство переместится из физического мира в виртуальный - и, возможно, спасет планету. Ваши запасы виртуальных товаров (NFTs) будут так же важны, как и ваши физические активы; ваш электронный кошелек (криптовалюта) будет так же важен, как и ваш банковский счет. В метавселенной вы испытаете то, что даже не можете себе представить. Возраст, раса, пол, инвалидность и внешность не будут иметь значения.
Технические проблемы, с которыми в настоящее время сталкивается метавселенная, будут преодолены, но социологические и психологические проблемы решить будет сложнее. Метавселенную придется регулировать так, как никогда не регулировались Web 1.0 и Web 2.0. Обычное оправдание отсутствия регулирования ("Это слишком сложно") не поможет. Обществу придется найти способы извлечения ценности из метавселенной с помощью таких вещей, как налогообложение. Нам по-прежнему будут нужны дороги и чистая вода. Существует опасность, что в метавселенной будут доминировать несколько крупных технологических компаний, превращая нас в виртуальных крестьян в их метафизических вотчинах. Владение данными и личная конфиденциальность должны быть защищены. Веб 3.0 имеет еще больший потенциал, чем Веб 2.0, для слежки и наблюдения за нами. Зависимость станет проблемой. Ваша реальная жизнь будет скучной по сравнению с виртуальной. Людям придется установить баланс между мета/жизнью, что будет легче сказать, чем сделать.
Ни одна из этих вещей не останавливает шоу. Но мы должны относиться к ним гораздо серьезнее, чем раньше. Перспектива того, что мы будем счастливо жить в виртуальном мире, в то время как реальный мир будет разрушаться вокруг нас, мрачна. Но так не должно быть. Наши нынешние политические представители не смогли или не захотели защитить наши интересы от больших технологий. Они провалили тест на Веб 2.0. Можно ли им доверить Web 3.0?
Когда мы туда попадем?
План Цукерберга рассчитан на "пять-десять лет". Я не ожидаю больших изменений в ближайшие пару лет. Но к середине этого десятилетия я ожидаю увидеть более дешевое, лучшее оборудование и некоторые полезные приложения. Игры, шопинг и развлечения для взрослых, вероятно, станут первыми вещами, которые заманят нас в метавселенную. К 2025 году гарнитура за 500 долларов, вероятно, будет давать вам вполне приличный виртуальный опыт, делая некоторые вещи (например, покупки) значительно лучше. Само собой разумеется, что метавселенная станет прекрасным местом для игр. А секс всегда продается.
Ваш ПК в обозримом будущем в безопасности, но я вижу, как он превращается в некий гибрид 2D/3D-системы (с использованием сенсорных экранов, камер, чувствующих тело, и т.д.). Ваша гарнитура VR заставит вас захотеть нечто подобное на своем рабочем столе. В период с 2025 по 2035 год ПК, мобильные устройства и VR будут сосуществовать, позволяя вам переходить от одного к другому. В долгосрочной перспективе ПК станет пережитком.
Работа тоже не изменится в одночасье. Реальный мир никуда не денется. Нам по-прежнему будут нужны сантехники и строители. Некоторые профессии (например, медсестры) практически не изменятся. Другие изменятся значительно. Например, преподавание. В течение следующего десятилетия давление, направленное на модернизацию образования, станет непреодолимым. Появятся новые рабочие места, которые мы сегодня не можем себе представить. Технические навыки, навыки программирования и дизайна будут пользоваться большим спросом, но метавселенная потребует творческих навыков всех видов.
Мы живем в эпоху экспоненциального роста, поэтому прогнозы чреваты. Если аппаратное и программное обеспечение будет развиваться быстро, ПК может стать реликвией гораздо раньше 2035 года. Предположим, что "довольно приличный опыт" будет стоить не 500 долларов, а 250 долларов (текущая VR-гарнитура Meta стоит 299 долларов). Предположим, что вы можете купить адаптер для смартфона VR за 99 долларов - или он поставляется бесплатно вместе с вашим смартфоном 2025 года. Нетрудно представить, что в этом случае люди будут стекаться в метавселенную. А может быть, этого не произойдет. Возможно, стоимость останется высокой, пользовательский опыт будет низким, и, в конечном счете, все это будет не более чем PlayStation, обернутая вокруг вашей головы.
Я сомневаюсь в этом. Я думаю, что метавселенная уже на подходе. Будущее вряд ли будет утопическим или антиутопическим. Мы не будем процветать в метавселенной без каких-либо последствий. Мы также не вступим в темный век преступности и слежки. В ближайшее десятилетие есть очевидные примеры использования VR. Я не сомневаюсь, что Web 3.0 станет частью нашей жизни. Но только частью. Мы по-прежнему будем жить в грязном реальном мире. Более долгосрочная перспектива? Кто знает. Но, в отличие от Web 2.0, мы знаем об опасностях и можем попытаться сделать все правильно на этот раз.
Сможет ли метавселенная "трансцендировать и преобразовать вселенную"?
Нет. Но она изменит мир.
(c) https://bobbyelliott.medium.com/the-metaverse-is-coming-edffbfac59d5
Photo by Leyre, AltumCode, Markus Spiske on Unsplash
Комментарии
Отправить комментарий